[sape_tizer]
Главная » Здоровье » Биологические ритмы растущего организма – Гора Е

Биологические ритмы растущего организма – Гора Е

Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям

Биологическим ритмам подвержены все без исключения процессы, происходящие в растущем организме. С одной стороны, они являются одним из важных механизмов приспособления ребенка к окружающей среде, а с другой – служат универсальным критерием функционального состояния детского организма. Ритмическая структура организма генетически запрограммирована. Биоритмы, как известно, имеют разную продолжительность. В возрастной физиологии наиболее изучены циркадианные ритмы, имеющие длительность периода от 20 до 28 ч. Они синхронизированы с вращением Земли вокруг своей оси, сменой дня и ночи. Прежде всего это ритмы «сон – бодрствование», а также суточные колебания различных физиологических параметров (температуры тела, артериального давления). Эти ритмы наиболее устойчивы и сохраняются в течение жизни организма.

Десинхроноз. При резком изменении ритмов внешней среды происходит рассогласование циркадианных ритмов отдельных функций организма и возникает десинхроноз. Среди факторов, приводящих к десинхронозу, называют смену временных поясов (трансмеридианные перелеты, переезды на значительные расстояния в широтном направлении); устойчивое рассогласование по фазе с местными датчиками ритма «сон – бодрствование» (учеба во вторую и третью смены), частичное или полное исключение географических датчиков времени (условия Арктики, Антарктики); воздействие различных стрессоров, среди которых могут быть патогенные микробы, болевые или физические раздражители, психическое или усиленное умственное напряжение.

Перестройка биоритмов обнаруживается также и под влиянием неблагоприятных условий, первично не связанных с трансформацией ритмов и приводящих к развитию десинхроноза лишь вторично. Такой эффект имеет, например, утомление.

Циркадианные ритмы. Учебная деятельность оказывает существенное влияние на систему циркадианных ритмов ребенка. В. А. Доскин (1989) изучал их на школьниках 10–11 лет. Так, акрофаза циркадианного ритма температуры тела в дни отдыха приходилась на интервал времени 12.30–16.30, акрофаза частоты сердечных сокращений (ЧСС) выявлялась большую часть года в 12.30, акрофаза диастолического давления (ДД) – в 16.30, акрофаза систолического (СД) – в 20 ч. Циркадианный ритм умственной работоспособности в дни отдыха детей имел четкую во все сезоны года акрофазу в 10.30.

Под влиянием учебной деятельности фазы циркадианных ритмов и их соотношения у отдельных функций менялись. Учеба приводила к инверсии циркадианного ритма ЧСС в часы занятий со смещением его акрофазы на 20 ч. Акрофаза циркадианного ритма систолического давления на протяжении учебного года становилась преобладающей в 12.30. Акрофаза ДД утратила свою относительную стабильность: в разные сезоны года она приходилась на различные часы дня, а в сентябре отмечался двухфазный характер дневной кривой этой функции.

Акрофаза циркадианного ритма умственной работоспособности у школьников от начала к концу года сместилась по шкале времени влево и приходилась в сентябре на 16.30, в январе – на 10.30, в апреле – на 8.30.

Иными словами, указанные изменения акрофазы ритма умственной работоспособности, т. е. ее увеличивающееся смещение влево при противоположном сдвиге акрофазы ритма ЧСС вправо наряду с нарушением стабильности фазы циркадианных ритмов остальных функций сердечно-сосудистой системы позволяют констатировать десинхронизирующее влияние учебной деятельности школьников на систему циркадианных ритмов их организма.

Исследователи предполагают, что признаки десинхроноза у учащихся были обусловлены не только объемом учебной нагрузки, но и нерациональной учебно-воспитательной работой (гиподинамия, неправильно составленное расписание уроков, нарушение режима дня).

При изучении основных видов (учебной и трудовой) деятельности детей установлено, что степень и характер изменений биоритмов во многом обусловлены утомлением.

У таких учащихся было отмечено достоверно большее снижение индекса колеблемости ЧСС, уменьшение этого показателя для СД и увеличение для ДД, что приводило к резкому снижению индекса для пульсового давления. Следовательно, учебное утомление сопровождалось неблагоприятной перестройкой регуляции гемодинамики, проявлялось выраженным извращением фазовой структуры циркадианных ритмов ЧСС, нарушением регуляции сосудистого тонуса итонуса прекапилляров.

Помимо учебной нагрузки, на циркадианные ритмы у детей большое влияние оказывают телевидение и радио, работа культурно-бытовых учреждений, искусственное удлинение светового дня, которые расширяют границы бодрствования. Частые изменения привычной временной среды, связанные с трансмеридианными перемещениями школьников во время каникул, спортивных соревнований и экскурсий, также влияют на циркадианные ритмы.

У подростков разница во времени в 1 ч практически не вызывает неблагоприятных изменений в состоянии организма. Сдвиги на 2 ч приводят к появлению расстройства сна, нарушению аппетита, быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Увеличение временного сдвига на 3 ч характеризуется достоверным ростом жалоб подростков на нарушение сна. Частота остальных расстройств статистически не отличается от аналогичных цифр, зарегистрированных при 2-часовой разнице.

Более длительные временные сдвиги обусловливают прогрессирование субъективных расстройств. При сдвигах в 3–4 ч впервые обнаруживаются отклонения периода околосуточного ритма от 24 ч, что свидетельствует о существенных изменениях в циркадианной системе. Более выраженные сдвиги в 5 ч приводят к существенной деформации биоритмических характеристик.

Выраженное десинхронизирующее влияние оказывает и процесс реадаптации подростков к месту постоянного жительства после обратного перелета. На 1-е сутки после возвращения наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Реадаптация сопровождается повышением температуры тела во вторую половину дня, что свидетельствует о выраженных эрготропных реакциях. Это, по всей видимости, служит основной причиной расстройства сна, затрудняя засыпание подростков из-за относительно высокого уровня бодрствования. Небольшой временной сдвиг (1–2 ч) переносится легко, и процесс реадаптации составляет 1–2 суток. Когда же сдвиг превышает 3 ч, процесс реадаптации более длителен. Но через 5 дней отрицательных изменений уже не обнаруживают. Таким образом, было установлено, что допустимым (без особого ущерба для здоровья) является одночасовой сдвиг.

Определение устойчивости растущего организма к перестройке ритмов и границ их допустимых перестроек используют в профессиональном отборе. При этом анализируют взаимообусловленность различных ритмов, выявляют слабые и сильные звенья системы временной организации подростка.

В настоящее время разрабатываются системы мероприятий по биоритмологической оптимизации основных видов деятельности детей и подростков. Они направлены в первую очередь на защиту самого важного звена временной организации растущего организма – циркадианной системы. Для повышения уровня работоспособности, увеличения сопротивляемости утомлению, а также для сохранения активного бодрствования главным биоритмологическим принципом рациональной организации деятельности ребенка является совмещение ритмов работоспособности и физиологических функций как между собой, так и с часами работы.

Актуальным является изучение адаптационной динамики биологических ритмов в критические периоды биологического и социального развития организма детей и подростков. Здесь усилия сосредоточены на поиске хронобиологических средств профилактики заболеваний. Проводятся исследования по выявлению связи ритмических процессов с конституцией организма в зависимости от состояния здоровья, биологического возраста, физического развития и различных социальных факторов. В последнее время встает вопрос изучения возможностей управления биологическими ритмами детского организма и связанной с этим коррекции начальных стадий десинхроноза, вызванного влиянием различных факторов окружающей среды.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Повышены базофилы в крови у ребенка, причины повышенного содержания

6 1238 Даже если учесть, что базофильные гранулоциты являются самой малочисленной группой лейкоцитарной формулы, важность их для организма от этого не уменьшается. А для детей ...

Анализ крови из вены: что показывает, виды, расшифровка общего биохимического анализа, подготовка

8 1240 Изучение состава и структуры венозной крови – важнейшее диагностическое исследование, позволяющее выявить любые болезни и поражения внутренних органов. Кровь состоит из плазмы и ...

Анализ крови на МНО: что это такое, расшифровка, нормы у женщин и мужчин

8 1404 Показателей, характеризующих качество функционирования системы гемостаза, достаточно большое количество, и не всегда требуется определять их все для установления диагноза. Но вот для проведения ...

Базофилы в анализе крови у взрослого: почему повышены или понижены, что это такое

7 2302 Несмотря на немногочисленность базофилов, по сравнению с другими кровяными клетками, сказать, что они менее важны для организма, ни в коем случае нельзя. Как ...

Анализ крови на паразитов (гельминтов, глистов): как называется, методы проведения, показатели

8 1170 Вторжение паразитов в организм (инвазия) вызывает ряд болезней под общим названием паразитоз. В большинстве случаев заболевания характеризуются острой симптоматикой, обусловленной двумя факторами: механическими ...

Анализ крови на туберкулез вместо манту: как сдавать, показатели, способы определения ПЦР

8 1134 Самыми опасными для самого больного и окружающих являются инфекционные заболевания, протекающие в скрытой форме. Отсутствие явных симптомов не позволяет начать своевременное лечение. При ...

Кровь на стерильность: что показывает анализ на гемокультуру, правила забора у взрослого

7 1200 Анализы крови проводятся для оценки состояния здоровья организма. Обнаруженные патологические изменения биохимического состава и физических свойств крови являются основанием для диагностики болезней и ...

Анализ крови на витамин Д: как сдавать, что показывает

7 1141 Витамин Д имеет пять разновидностей. Основными представителями группы являются эргокальциферол (D2) и холекальциферол (D3), синтезирующиеся в организме под воздействием ультрафиолета или полученные из ...

Анализ крови на ВИЧ: сдается натощак или нет, расшифровка общего анализа

6 1121 Любое инфекционное заболевание нуждается в своевременной диагностике и лечении. Только в этом случае вероятность нежелательных осложнений для пациента будет сведена к минимуму. Особенно ...

Кровь на сахар с нагрузкой: норма анализа, как сдавать, показания и противопоказания

7 1187 При подозрении на сахарный диабет, кроме классического тестирования, часто проводится анализ крови на сахар с нагрузкой. На профессиональном языке тестирование называется глюкозотолерантный анализ ...

Кровь на ВПЧ (вирус папилломы человека): как сдавать анализ, методы диагностики у женщин, мужчин

6 1172 По заверениям медиков, более 90% жителей планеты являются переносчиками ВПЧ (вирус папилломы человека). Но при этом большинство людей даже не подозревают о наличии ...

Кровь на сахар из вены: норма уровня, подготовка к сдаче анализа

8 1187 Концентрация сахара в кровяной плазме – важнейший показатель, по которому можно оценить состояние здоровья и предположить наличие патологических процессов. Несбалансированное питание и ведение ...

Анализ крови на гепатит (B, C): сколько дней делают, расшифровка показателей

11 1167 Гепатит – тяжелая воспалительная патология гепатоцитов (клеток печени) и печеночной ткани, имеющая инфекционное, аутоиммунное или токсическое происхождение. Опасность болезни заключается в высокой контагиозности, ...

Клинический анализ крови: как сдавать, что показывает, расшифровка показателей, подготовка

9 1108 Кровь здорового человека имеет относительно постоянный состав, и поэтому любое отклонение является диагностически значимым для выявления различных заболеваний. А учитывая, что данная жидкость ...

Клинический анализ крови в Хеликс: как сдавать, подготовка к биохимическому исследованию

4 ы 1170 Анализ крови представляет собой микроскопию биологической жидкости, производимую в лабораторных условиях различными методами, в зависимости от цели исследования. Чтобы сдать кровь в ...

Анализ крови на сифилис: откуда берут, как называется, расшифровка общей диагностики

7 1173 Сифилис – одно из самых опасных венерических заболеваний, возбудителем которого является бледная трепонема. Вредоносные микроорганизмы могут проникнуть в организм после незащищенного полового акта ...

Анализ крови при пневмонии у ребенка и взрослых: расшифровка показателей, как сдавать

5 1193 Пневмония – распространенное острое заболевание, при котором нарушается функционирование легких. Патология развивается как самостоятельная, и как осложнение более опасных болезней. В роли ее ...

Какой анализ крови показывает онкологию: можно ли определить рак, показатели раковых клеток

11 1204 Анализ крови относится к первичной лабораторной диагностике. Для исследования главной биологической жидкости организма используются различные лабораторные методы, позволяющие выявить: изменения в биохимических процессах ...

Анализ крови на прогестерон: как сдавать, норма у женщин

7 1157 Прогестерон – женский половой гормон, который синтезируется в тканях плаценты, яичниках и надпочечниках. Этот биологически активный компонент регулирует менструальный цикл и отвечает за ...

Анализ крови на ТТГ: норма у женщин и мужчин, что показывает, расшифровка

8 2882 Работа внутренних органов человека регулируется гормональной системой, которая представляет собой чрезвычайно тонкую структуру – малейшее изменение ее функции приводит к серьезным сбоям деятельности ...

Что означает анализ крови на РЭА: какие значения показывает, показания к диагностике

6 1207 Онкологические патологии считаются самыми опасными, поскольку несут прямую угрозу для жизни человека. При подозрении на развитие онкологии человеку назначают многочисленные инструментальные и лабораторные ...

B12 в крови: нормы анализа, что делать, если повышен уровень, причины и симптомы

11 1313 Витамин B12 (цианокобаламин или кобаламин) относится к группе водорастворимых активных веществ, которые выполняют множество крайне важных функций в человеческом организме. Уровень содержания B12 ...

Анализ крови из пальца: что показывает, расшифровка общего анализа, как сдавать (натощак или нет)

8 1208 Анализ крови из пальца, иначе общий клинический анализ (ОКА), представляет собой метод лабораторной диагностики, определяющий физический состав и химические свойства главной биологической жидкости ...

Анализ крови на лямблии и гельминты: расшифровка, что это такое, как сдавать

8 1165 Лабораторный анализ крови на лямблии проводится для определения протозойного заболевания лямблиоз. Лямблии – это простейшие одноклеточные паразиты, гельминты (глисты) класса жгутиковых, инвазия (проникновение) ...

Рейтинг@Mail.ru