Главная » Здоровье » Биологические ритмы растущего организма – Гора Е

Биологические ритмы растущего организма – Гора Е

Глава 6. Адаптация ребенка к различным природным и климатогеографическим условиям

Биологическим ритмам подвержены все без исключения процессы, происходящие в растущем организме. С одной стороны, они являются одним из важных механизмов приспособления ребенка к окружающей среде, а с другой – служат универсальным критерием функционального состояния детского организма. Ритмическая структура организма генетически запрограммирована. Биоритмы, как известно, имеют разную продолжительность. В возрастной физиологии наиболее изучены циркадианные ритмы, имеющие длительность периода от 20 до 28 ч. Они синхронизированы с вращением Земли вокруг своей оси, сменой дня и ночи. Прежде всего это ритмы «сон – бодрствование», а также суточные колебания различных физиологических параметров (температуры тела, артериального давления). Эти ритмы наиболее устойчивы и сохраняются в течение жизни организма.

Десинхроноз. При резком изменении ритмов внешней среды происходит рассогласование циркадианных ритмов отдельных функций организма и возникает десинхроноз. Среди факторов, приводящих к десинхронозу, называют смену временных поясов (трансмеридианные перелеты, переезды на значительные расстояния в широтном направлении); устойчивое рассогласование по фазе с местными датчиками ритма «сон – бодрствование» (учеба во вторую и третью смены), частичное или полное исключение географических датчиков времени (условия Арктики, Антарктики); воздействие различных стрессоров, среди которых могут быть патогенные микробы, болевые или физические раздражители, психическое или усиленное умственное напряжение.

Перестройка биоритмов обнаруживается также и под влиянием неблагоприятных условий, первично не связанных с трансформацией ритмов и приводящих к развитию десинхроноза лишь вторично. Такой эффект имеет, например, утомление.

Циркадианные ритмы. Учебная деятельность оказывает существенное влияние на систему циркадианных ритмов ребенка. В. А. Доскин (1989) изучал их на школьниках 10–11 лет. Так, акрофаза циркадианного ритма температуры тела в дни отдыха приходилась на интервал времени 12.30–16.30, акрофаза частоты сердечных сокращений (ЧСС) выявлялась большую часть года в 12.30, акрофаза диастолического давления (ДД) – в 16.30, акрофаза систолического (СД) – в 20 ч. Циркадианный ритм умственной работоспособности в дни отдыха детей имел четкую во все сезоны года акрофазу в 10.30.

Под влиянием учебной деятельности фазы циркадианных ритмов и их соотношения у отдельных функций менялись. Учеба приводила к инверсии циркадианного ритма ЧСС в часы занятий со смещением его акрофазы на 20 ч. Акрофаза циркадианного ритма систолического давления на протяжении учебного года становилась преобладающей в 12.30. Акрофаза ДД утратила свою относительную стабильность: в разные сезоны года она приходилась на различные часы дня, а в сентябре отмечался двухфазный характер дневной кривой этой функции.

Акрофаза циркадианного ритма умственной работоспособности у школьников от начала к концу года сместилась по шкале времени влево и приходилась в сентябре на 16.30, в январе – на 10.30, в апреле – на 8.30.

Иными словами, указанные изменения акрофазы ритма умственной работоспособности, т. е. ее увеличивающееся смещение влево при противоположном сдвиге акрофазы ритма ЧСС вправо наряду с нарушением стабильности фазы циркадианных ритмов остальных функций сердечно-сосудистой системы позволяют констатировать десинхронизирующее влияние учебной деятельности школьников на систему циркадианных ритмов их организма.

Исследователи предполагают, что признаки десинхроноза у учащихся были обусловлены не только объемом учебной нагрузки, но и нерациональной учебно-воспитательной работой (гиподинамия, неправильно составленное расписание уроков, нарушение режима дня).

При изучении основных видов (учебной и трудовой) деятельности детей установлено, что степень и характер изменений биоритмов во многом обусловлены утомлением.

У таких учащихся было отмечено достоверно большее снижение индекса колеблемости ЧСС, уменьшение этого показателя для СД и увеличение для ДД, что приводило к резкому снижению индекса для пульсового давления. Следовательно, учебное утомление сопровождалось неблагоприятной перестройкой регуляции гемодинамики, проявлялось выраженным извращением фазовой структуры циркадианных ритмов ЧСС, нарушением регуляции сосудистого тонуса итонуса прекапилляров.

Помимо учебной нагрузки, на циркадианные ритмы у детей большое влияние оказывают телевидение и радио, работа культурно-бытовых учреждений, искусственное удлинение светового дня, которые расширяют границы бодрствования. Частые изменения привычной временной среды, связанные с трансмеридианными перемещениями школьников во время каникул, спортивных соревнований и экскурсий, также влияют на циркадианные ритмы.

У подростков разница во времени в 1 ч практически не вызывает неблагоприятных изменений в состоянии организма. Сдвиги на 2 ч приводят к появлению расстройства сна, нарушению аппетита, быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Увеличение временного сдвига на 3 ч характеризуется достоверным ростом жалоб подростков на нарушение сна. Частота остальных расстройств статистически не отличается от аналогичных цифр, зарегистрированных при 2-часовой разнице.

Более длительные временные сдвиги обусловливают прогрессирование субъективных расстройств. При сдвигах в 3–4 ч впервые обнаруживаются отклонения периода околосуточного ритма от 24 ч, что свидетельствует о существенных изменениях в циркадианной системе. Более выраженные сдвиги в 5 ч приводят к существенной деформации биоритмических характеристик.

Выраженное десинхронизирующее влияние оказывает и процесс реадаптации подростков к месту постоянного жительства после обратного перелета. На 1-е сутки после возвращения наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия. Реадаптация сопровождается повышением температуры тела во вторую половину дня, что свидетельствует о выраженных эрготропных реакциях. Это, по всей видимости, служит основной причиной расстройства сна, затрудняя засыпание подростков из-за относительно высокого уровня бодрствования. Небольшой временной сдвиг (1–2 ч) переносится легко, и процесс реадаптации составляет 1–2 суток. Когда же сдвиг превышает 3 ч, процесс реадаптации более длителен. Но через 5 дней отрицательных изменений уже не обнаруживают. Таким образом, было установлено, что допустимым (без особого ущерба для здоровья) является одночасовой сдвиг.

Определение устойчивости растущего организма к перестройке ритмов и границ их допустимых перестроек используют в профессиональном отборе. При этом анализируют взаимообусловленность различных ритмов, выявляют слабые и сильные звенья системы временной организации подростка.

В настоящее время разрабатываются системы мероприятий по биоритмологической оптимизации основных видов деятельности детей и подростков. Они направлены в первую очередь на защиту самого важного звена временной организации растущего организма – циркадианной системы. Для повышения уровня работоспособности, увеличения сопротивляемости утомлению, а также для сохранения активного бодрствования главным биоритмологическим принципом рациональной организации деятельности ребенка является совмещение ритмов работоспособности и физиологических функций как между собой, так и с часами работы.

Актуальным является изучение адаптационной динамики биологических ритмов в критические периоды биологического и социального развития организма детей и подростков. Здесь усилия сосредоточены на поиске хронобиологических средств профилактики заболеваний. Проводятся исследования по выявлению связи ритмических процессов с конституцией организма в зависимости от состояния здоровья, биологического возраста, физического развития и различных социальных факторов. В последнее время встает вопрос изучения возможностей управления биологическими ритмами детского организма и связанной с этим коррекции начальных стадий десинхроноза, вызванного влиянием различных факторов окружающей среды.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Обливания: в чём их польза и есть ли вред, кому их очень рекомендуют

Польза обливания: укрепляем здоровье с детства. Технологии обливания для лечения и профилактики, как не навредить? Человеческий организм не использует всю энергию, накопленную внутри. Активизировать скрытую ...

Доврачебная реанимация, Организационные основы сердечно-легочной реанимации – Безопасность жизнедеятельности – Запорожец ОИ Библиотека русских учебников

. Сердечно-легочная реанимация (СЛР) – это комплекс мероприятий, направленных на замену и восстановление нарушенных при терминальных состояниях основных жизненно важных функций организма (кровообращения и дыхания), ...

Лишний вес глазами психолога

На сегодняшний день проблема лишнего веса интересует множество людей. И это число растет день ото дня. Ученые подсчитали, что более 30% людей в нашей стране ...

Подходит ли Вам диета Аткинса?

Подходит ли Вам диета Аткинса? Похудение по диете Аткинса Диету Аткинса считают прародителем всех популярных нынче низкоуглеводных диет – это так и есть на самом ...

Борьба с инфекционными болезнями: бруцеллез, малярия, оспа

Борьба с инфекционными болезнями: бруцеллез, малярия, оспа. Страницы истории Болезнь называли также в прошлом мальтийской лихорадкой. Называли ее так в связи с работами английских врачей ...

Какие признаки метеозависимости, как лечить, НОВАЯ АПТЕКА

Многие метеочувствительные люди считают, что вылечить метеозависимость невозможно. Однако, это не совсем так. Избавиться от метеозависимости в наших силах, только для этого требуется комплексный подход. ...

Ребенок сильно потеет: причины повышенной потливости у грудничка

Почему ребенок сильно потеет, хочет знать каждая мама. Нельзя оставлять без внимания повышенную влажность тела малыша. Она может быть объяснена медицинскими, гигиеническими и психологическими причинами. ...

Курить полезно – доказательства, Саламандра

Автор: Хэннер | Категория: Интересные факты | Дата: 17-04-2010 Курить полезно, о пользе курения говорят не только просты люди, но и ученые. То,что курить полезно, ...

Температура после прививки акдс: как сбить

Почему держится температура после прививки АКДС и как ее сбить Вакцина – это препарат, содержащий антигены микробов. В состав некоторых прививок входят убитые микроорганизмы, поэтому ...

Зеленые сопли у ребенка

Насморк является достаточно распространенной проблемой среди современных детей. Ведь такой симптом нередко возникает у ребенка, посещающего школу или детский сад. Слизистые выделения могут иметь различную ...

Неприятный запах изо рта – причины и лечение, как убрать и что делать

Современная медицинская статистика говорит о том, что практически каждый второй человек в своей жизни сталкивается с такой проблемой, как неприятный запах изо рта. Врачи обозначают ...

Эффективные упражнения после родов для похудения

Как правило, после родов у каждой женщины появляется лишний вес. И чтобы привести свое тело в форму, необходим только комплексный подход. Он включает в себя ...

Контагиозный моллюск на лице (веке, подбородке) – симптомы и лечение

Контагиозный моллюск на лице — причины, методы лечения и полезные советы Неопасное, но весьма неприятное кожное заболевание может проявиться в любом возрасте. Когда диагностируют контагиозный ...

10 приложений для тренировки мозга

В связи с огромным потоком информации, который нам приходится ежедневно пропускать через себя, наш мозг нуждается в периодической встряске. Мы отобрали 10 приложений, которые станут ...

Отравление у ребенка – первая помощь, если ребенок отравился

Отравление у детей бывает разным. Самое известное – пищевое. Второе возникает у детей из-за передозировки медикаментами. Также малышу станет плохо из-за ядовитых, химических веществ. Они ...

Запор при беременности – симптомы, лечение, что делать, как избавиться от запора

Запор при беременности – очень неприятное и довольно опасное состояние организма представительницы прекрасного пола в положении. Типичные проблемы с нормальным опорожнением кишечника встречаются у семидесяти ...

Взаимодействие вируса и клетки

Имеются два основных типа взаимодействия вируса и клетки. При первом типе вирусный геном функционирует в зараженной клетке более или менее автономно. Репродукция его происходит независимо ...

Мигрень при беременности: чем лечить, что делать

Беременность – это не только радостное событие для каждой женщины, но и серьезное испытание для организма. В период вынашивания малыша многие представительницы прекрасного пола испытывают ...

Кому подходит кремлевская диета? Похудение по кремлевской диете

Подходит ли вам кремлевская диета? Похудение по кремлевской диете Мечта каждой женщины – найти «свою» диету, которая идеально бы вписывались в её образ жизни и ...

Лечение пяточной шпоры народными средствами – 14 проверенных народных рецептов

14 эффективных народных рецептов лечения пяточной шпоры С таким явлением, как пяточная шпора (прим. — костное разрастание на подошвенном участке пяточной кости), проявляющимся ощущением «гвоздя ...

Как избавиться от цыпок на руках в домашних условиях: 8 способов

Как избавиться от цыпок на руках в домашних условиях: 8 способов Сухая, красная, потрескавшаяся кожа конечностей, часто сопровождающаяся зудом – вот что такое цыпки. Это ...

Наше здоровье

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди настроенные депрессивно, которых постоянно одолевают нехорошие мысли, намного чаще посещают врачей, чем добряки и оптимисты? Ученые провели ...

Храп у женщин причины и лечение

Храп – довольно распространенное явление как среди мужчин, так и женщин. Механизм возникновения подобной проблемы довольно прост– ослабленные мышцы гортани и языка, которые способствуют возникновению ...

Кто лечил дисплазию тазобедренных суставов у остеопата

Кто лечил дисплазию тазобедренных суставов у остеопата. Часто достаточно сеансов остеопатической коррекции для восстановления оптимальной амплитуды движений в тазобедренных суставах, снятия. Девочки, кто лечил дисплазию ...

Рейтинг@Mail.ru